ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ
«ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДА»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: | Целевая программа воспитательной деятельности «Духовные ценности русского народа» |
Правовое основание для разработки программы: | Решение совета училища от 16.06.2008 года, протокол № 4, приказ № 98 от 21.06.2008 г. |
Заказчик программы: | Администрация ПУ-19, родители учащихся. |
Разработчик программы: | Заместитель директора по УВР, библиотекарь, воспитатели, классные руководители, мастера производственного обучения. |
Исполнители программы: | Инженерно-педагогический и ученический коллектив профессионального училища |
Координатор реализации программы: | Зам. директора по УВР. |
Цели программы: | Разработка системы воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы. |
Задачи программы: | - Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
- Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры..
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
- Ознакомить учащихся с культурными ценностями Курганской области.
- Возродить духовно-нравственные ценности.
- Формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию.
- Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в развитии у учащихся духовно-нравственных ценностях.
|
Сроки реализации | 3 года |
Управление и контроль реализации программы: | Администрация ПУ-19, зам по УВР. |
Объемы и источники финансирования программы: | Бюджет училища в пределах сметы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: | Система воспитательной деятельности, включающая в себя: - создание научно-методической, организационной и правовой базы с целью внедрения духовно-нравственных норм поведения в социальную практику;
- программы духовно-нравственного просвещения учащихся;
- сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие культуры учащихся;
- модель диагностики духовно-нравственного развития учащихся;
- расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
|
Критерии и показатели эффективности реализации программы: | - Уровень сформированности у учащихся :
- иметь верные жизненные ориентиры и нравственные ценности; - уметь осуществлять нравственный выбор и давать правильную моральную оценку; - положительная динамика изменения отношения учащихся к своему самосовершенствованию; - динамика количества учащихся, замеченных в негативных поступках и проступках. - Изменения в организации и содержании образовательного процесса:
- соблюдение правил и требований к поведению в образовательном заведении; - динамика количества педагогов, внедряющих технологии развития духовно-нравственных качеств в образовательный процесс; - динамика количества и качества программ, направленных на формирование и развитие у учащихся потребности в своем культурном самосовершенствовании. - Интерес общественности и профессиональных групп к проблемам и задачам духовно-нравственного развития:
- динамика количества субъектов взаимодействия по проблемам формирования потребности у учащихся духовно-нравственных качеств. |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно-нравственной компоненты в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования и др.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности подростка является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая подростка в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе с подростками различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, архитектуры, живописи, истории и искусства.
Русская художественная культура – часть мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в училище, сформировать у подростков нравственные установки.
Таким образом можно сформулировать основную проблему: невозможно сформировать успешного и конкурентоспособного молодого человека без формирования и развития у него духовно-нравственных качеств.
Целью настоящей программы является
Разработка и апробация модели воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию у учащихся духовно-нравственных качеств как необходимом условии успешности и конкурентоспособности современного человека.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
- Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры..
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
- Ознакомить учащихся с культурными ценностями Курганской области.
- Возродить духовно-нравственные ценности.
- Формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию.
Разработать механизм взаимодействия с организациями и службами, заинтересованными в развитии у учащихся духовно-нравственных ценностях
Сроки реализации программы: сентябрь 2011 года – июнь 2014 года.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА состоит из пять разделов.
Раздел I «Русская старина» знакомит учащихся с истоками возникновения русской художественной культуры, материал объединен проблемой становления идеалов высокой духовности в искусстве Древней Руси.
Раздел II «Художественный мир русских праздников» дает возможность узнать о русских народных традициях, обычаях, праздниках, обрядах, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа в разные периоды своего существования.
Раздел III «Русское народное декоративно-прикладное искусство» раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного творчества, учащиеся знакомятся с различными видами народных ремесел и старинных промыслов.
Раздел IV «Искусство и культура эпохи Просвещения» раскрывает особенности развития традиционных духовно-нравственных проблем в художественной культуре России эпохи Просвещения.
Раздел V «Искусство и культура XIX – XX вв.» посвящен русской художественной культуре XIX-XX вв., особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Повышение квалификации инженерно-педагогических работников по вопросам внедрения технологий развития духовно-нравственных качеств в учебно-воспитательный процесс.
- Составление и реализация программ просвещения учащихся по проблемам духовно-нравственного развития.
- Организация досуговых воспитательных мероприятий с участием учащихся, их родителей и жителей села, направленных на формирование и развитие духовно-нравственных качеств.
- Сотрудничество с организациями и учреждениями, заинтересованными в сохранении духовности, нравственности подрастающего поколения.
- Контроль за соблюдением требований к поведению, правилам, предъявляемых к обучающимся.
- Мониторинг духовно-нравственно развития, самосовершенствования.
- Организация профилактических мероприятий по предотвращению нравственных поступков и проступков.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап Разработка модели воспитательной деятельности, разработка технологий, мероприятий, сценариев, направленных на формирование и развитие потребности в духовно-нравственном развитии и
II этап Апробация модели воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие потребности в духовно-нравственном развитии и самосовершенствовании
III этап Корректировка модели воспитательной деятельности, направленной на формирование и развитие потребности в духовно-нравственном развитии и самосовершенствовании
IV этап Обобщение и распространение положительных результатов реализации программы
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система воспитательной деятельности, включающая в себя:
- создание научно-методической, организационной и правовой базы с целью внедрения духовно-нравственных норм поведения в социальную практику;
- программы духовно-нравственного просвещения учащихся;
- сценарии воспитательных мероприятий, направленных на развитие культуры учащихся;
- модель диагностики духовно-нравственного развития учащихся; расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Уровень сформированности у учащихся :
- иметь верные жизненные ориентиры и нравственные ценности;
- уметь осуществлять нравственный выбор и давать правильную моральную оценку;
- положительная динамика изменения отношения учащихся к своему самосовершенствованию;
- отрицательная динамика количества учащихся, замеченных в негативных поступках и проступках.
- Изменения в организации и содержании образовательного процесса:
- соблюдение правил и требований к поведению в образовательном заведении;
- динамика количества педагогов, внедряющих технологии развития духовно-нравственных качеств в образовательный процесс;
- динамика количества и качества программ, направленных на формирование и развитие у учащихся потребности в своем культурном самосовершенствовании.
- Интерес общественности и профессиональных групп к проблемам и задачам духовно-нравственного развития:
- динамика количества субъектов взаимодействия по проблемам формирования потребности у учащихся духовно-нравственных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I «Русская старина».
«Там русский дух, там Русью пахнет»
Искусство восточных славян. Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Азбука архитектуры. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Искусство . Древнерусская живопись. Русская икона. Великие русские иконописцы. Письменность и книгопечатание. Колокольные звоны – составная часть духовной российской культуры.
РАЗДЕЛ II «Художественный мир русских народных праздников»
«Златые страницы календаря»
Русские народные праздники, традиции, обычая, обряды. Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников в Древней Руси со сменой времен года. Самобытность праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи и обряды в наши дни.
РАЗДЕЛ III «Русское народное декоративно-прикладное искусство»
«Живое дерево ремесел»
Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и Городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканные изделия из природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки.
РАЗДЕЛ IV «Искусство и культура эпохи Просвещения».
«Век разума»
Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись. Пригороды Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Исаакиевский собор. Невский проспект. Русский классицизм в архитектуре: Летний сад, Александро-Невская лавра. Выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов.
РАЗДЕЛ V «Искусство и культура XIX – XX вв.»
«Века надежды и пробуждения »
«Золотой век» надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие русские художники XIX века. Законы « чистого искусства». Художники-передвижники. Великий русский художник В.И.Суриков. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». История русского театра. Театр Петрушки. Федор Волков – основатель первого русского театра. Крепостной театр. Реформаторы русской сцены – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. Великие русские актеры: Мария Ермолова, М. Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др. Балет. Примы: Майя Плисецкая, А. Волочкова и др. Опера. Жанровое разнообразие искусства ХХ века.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Ответственный |
1 | 1 | Введение. Цели и задачи занятий. | Библиотека | Кл. руководитель |
2 | 1 | Искусство восточных славян. | Кабинет истории | Преподаватель истории |
3-4 | 2 | Русская старина. Искусство Киевской Руси. Принятие христианства. Азбука архитектуры. | Экскурсия в краеведческий музей г.Курган | Кл. руководитель, Зам по УВР |
5-6 | 2 | Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры IX-XVI вв. | Библиотека | Библиотекарь |
7-8 | 2 | Древние русские города. Золотое кольцо России. | Кабинет истории | Преподаватель истории |
9-10 | 2 | Искусство Кургана. «Город чудный, город древний». | Экскурсия по г. Курган | Кл. руководитель |
11-12 | 2 | Колокольные звоны – составная часть духовной русской культуры. | Библиотека | Библиотекарь |
13-14 | 2 | «Книга для неграмотных». Русская икона – одна из самых высоких вершин мировой художественной культуры, величайшее духовное достояние русского народа. Древнерусская живопись . Великие русские иконописцы. Художники Древней Руси. Письменность и книгопечатание. | Экскурсия в г.Куртамыш, в церковь Петра и Павла. | Кл. руководитель, Зам по УВР |
15-16 | 2 | Русские народные традиции, праздники, обычаи и обряды. Этнографическое творчество русского народа. | Актовый зал | Пед. доп. образования |
17-18 | 2 | «Живое дерево ремесел». Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и Городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканные изделия из природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки | Экскурсия в краеведческий музей г. Куртамыш | Кл. руководитель, Зам по УВР |
19-20 | 2 | Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись. Пригороды Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Исаакиевский собор. Невский проспект. Русский классицизм в архитектуре: Летний сад, Александро-Невская лавра. | библиотека | Библиотекарь |
21-22 | 2 | Выдающиеся русские портретисты XVIII в. – Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов. Станковое искусство. Памятник Петру I- «Медный всадник». | Кабинет истории | Преподаватель истории |
23-24 | 2 | «Золотой век» надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие русские художники XIX века. Законы « чистого искусства». Художники-передвижники. Жанровое разнообразие искусства ХХ века. | Экскурсия в художественный музей г. Курган | Кл. руководитель, Зам по УВР |
25-26 | 2 | «Мыслю народ как личность». Великий русский художник Василий Иванович Суриков | библиотека | Библиотекарь |
27 | 1 | «Музыка – душа народа». Русское музыкальное искусство. | Актовый зал | Пед. доп. образования |
28 | 1 | «Театр уж полон…» История русского театра. Театр Петрушки. Федор Волков – основатель первого русского театра. Крепостной театр. Реформаторы русской сцены – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. Великие русские актеры: Мария Ермолова, М. Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др. Балет. Примы: Майя Плисецкая, А. Волочкова и др. Опера. | Кабинет истории | Преподаватель истории |
29-30 | 2 | «Путь, длиной в века…» Заключительное занятие. | Поездка в областной драматический театр | Кл.руководитель Зам по УВР |
Основные умения и навыки обучающихся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Основные эпохи в развитии русской художественной культуры.
- Основные стили и направления в русской художественной культуре.
- Роль древнерусского искусства для современности.
- Выдающиеся памятники русского искусства и культуры.
- Основные понятия, определения и термины, связанные с русской культурой.
- Памятные места Курганской области.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Отличать и анализировать произведения русской культуры.
- Дать самостоятельную оценку различным произведениям искусства, характерных для разных эпох и стилей.
- Объяснять роль и значение русской культуры для духовного и нравственного развития современного молодого человека.
- Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, для своего самосовершенствования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Видеофильмы:
- « История русской письменности»
- «История государства Российского»
- «Казанский собор»
- «Великий храм России» (Храм Христа Спасителя)
- 30 городов России (Альманах кинопутешествий)
- «Твоих оград узор чугунный» ( Санкт-Петербург)
- «Заступница земли Русской» (об иконе Казанской Богоматерь)
- «Исаакиевский собор»
- «Архитектурные памятники старой Москвы»
- «Из истории православия»
- «Русская икона»
- «Русская церковная старина».
- Видеосерия «Сокровища Московского Кремля» ( 1-3 кассеты.
- Иллюстративный материал:
- «Малая Третьяковка» (выпуск 1-4)
- Альбомы :
- «Музеи Московского Кремля»
- «Искусство Петровской эпохи»
- «Василий Суриков»
- «В.М.Васнецов»
- «Богатырь русской живописи» ( об И.Е.Репине)
- «Русский музей»
- «Литературные места России»
- «Храмы России»
- CD «Искусство»
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
- Фонотека:
- «Колокольные звоны России», классическая музыка, музыкальное сопровождение к занятиям
- Схемы, таблицы, карты.