Хлеб и мир - всех наших дел основа. |
|
Главное управление образования Курганской области Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 19»
Целевая воспитательная программа для обучающихся ГОУ НПО «Профессиональное училище № 19»
с. Советское, 2011 Согласовано: Утверждаю: Заседание педсовета директор ГОУ НПО ПУ № 19 «____» _________ 2011 г Дернов А.Е. _______________ Протокол № __ «____» _____________ 2011 г.
Целевая воспитательная программапо гражданскому воспитанию« Я - гражданин»предназначена для обучающихся училища1-3 курсов
Срок реализации программы 3 года
Авторы программы: А.В. Плюснина – зам. директора по УВР Т.В. Никиташина – преподаватель истории
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Н.А.Некрасов.
Ни один человек не рождается хорошим гражданином, Молодые люди должны быть включены Кофи Аннан
Воспитание детей, будущих граждан страны - самая важная область нашей жизни, жизни каждого человека, одно из главных условий национального возрождения. Дети - наше будущее, будущее нашей страны и будущие граждане мира. Кто такой гражданин? Великий русский поэт и писатель Н. Некрасов ещё в 19 веке задавал этот вопрос и отвечал: «Отечества достойный сын», что остается актуальным и сегодня. Гражданин сегодняшнего дня - это грамотный человек, знающий законы государства, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права, нести социальную ответственность за себя и своих близких, быть толерантным по отношению к другим людям. Безусловно, все эти качества в ребенке должны закладываться с самого раннего детства, формируя в нем гражданственность, приобщая к знаниям о правах и обязанностях, по отношению к себе и окружающим. В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, трудом обеспечивать свою материальную независимость Новое время требует от системы НПО формирования не только профессиональных качеств у обучающихся, но и формирование активной жизненной позиции граждан России. Молодежь современной России – предмет особого внимания российского общества и государства. Сложившаяся на сегодня ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. Молодые люди стремятся к интеграции в международное молодежное сообщество, в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Поэтому формирование активной гражданской жизненной позиции у обучающихся осуществляется путем целенаправленного создания и развития сложной целостной (социокультурной) динамической системы профессиональной подготовки, включающей в себя: создание благоприятных условий для развития гражданственности будущего специалиста, и способствующей приобретению социальной зрелости и гражданского опыта; формированию его профессиональной позиции и гражданскому становлению сознательной активной личности обучающегося, являющейся субъектом и главным элементом данной системы. Подростковый возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, интеллектуального и физического развития, профессионального самоопределения, осознанной ориентации в современном обществе. В это время (15-19 лет) ускоряется процесс формирования гражданской позиции обучающихся, становится все более личностным чувство Родины, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, формируются жизненные цели. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций. Важное место в жизни молодых людей занимает их учебное заведение, которое как сложный социальный организм отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности. Степень развития активной жизненной позиции у обучающихся, мера ее интенсивности зависит от позиции человека в отношении основного вида деятельности, в которую он включен как гражданин. Именно в этой деятельности происходит овладение социально важными обязанностями, формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений. В училище активно работает волонтерское движение. Обучающиеся активно принимают в нем участие. Самостоятельно разрабатывают номера для выступлений, подбирают необходимую информацию, музыку стихи, костюмы.
Цель:
Задачи программы:
1. Воспитание гражданина своей страны. 2. Создание комплекса педагогических условий для формирования совокупности позитивных гражданских свойств личности. 3. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. 4. Формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности. 5.Формирование способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. 6. Сохранение исторической преемственности поколений. 7. Формирование гражданственности, трудолюбия. 8. Содействие в реализации государственной молодежной политики в области занятости молодежи, волонтерской деятельности. 9. Создание условий для реализации молодежных идей и инициатив, основанных на принципах добровольчества. 10. Создание условий для активизации участия молодежи в социально-значимой деятельности;
3. Предполагаемый результат.
В результате выполнения программы ожидается:
1.Увеличение количества обучающихся, имеющих активную жизненную позицию с позитивным духовным потенциалом.
2.Увеличение количества социально значимых дел, осуществленными волонтерами ПУ № 19.
3. Повышение политической активности молодежи и рост ее общественно-гражданской сознательности. 4. Содержание программы.
Календарный план работы по гражданскому воспитанию
ПЛАН мероприятий работы Клуба молодых избирателей «Будущее России» на 2011 – 2012 уч.год
СЕНТЯБРЬ Заседание Совета Клуба: - выборы председателя, заместителя председателя, секретаря Совета; - ознакомление новых членов клуба с Положением о клубе молодых избирателей, названием, эмблемой Клуба; - оформление информационного стенда.
ОКТЯБРЬ Утверждение плана работы Клуба на 2011 – 2012 учебный год. Презентация Клуба молодого избирателя. Праздник посвящения в члены Клуба молодого избирателя.
НОЯБРЬ Экскурсия «Знакомство с деятельностью избирательной комиссии». Круглый стол «Идти или не идти на выборы?»
ДЕКАБРЬ Правовая игра «Правовой лабиринт». Диспут «Права человека в России: вчера, сегодня, завтра».
ЯНВАРЬ Организация и проведение книжной выставки на тему « Гражданином быть обязан!» Конкурс кроссвордов «Что я знаю о законе?»
ФЕВРАЛЬ Правовая игра «Имею право». Выпуск стенгазеты «Мой выбор». Оформление стенда «Я иду на выборы Президента ! А ты»?.
МАРТ Классный час «История государственной символики». Дискуссия «Правовое государство – что это?»
АПРЕЛЬ Выступление агитбригады «Молодое поколение выбирает». Открытая лекция «Конституция - основной закон государства».
МАЙ Шоу «К барьеру!» Игра «Проводим выборы».
ИЮНЬ Заседание Совета Клуба: подведение итогов работы за год; планирование работы на 2012 – 2013 уч. год.
5. Механизм реализации программы
Мероприятия проводятся во внеурочное время по плану работы училища.
6. Литература
1. Шепель В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа? // Советская педагогика. – № 3. – 1990. – С. 60–70. 2. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полис. – 1992. – № 1–2. –С. 193–201. 3. Молодежь в современном мире: Проблемы и суждения: материалы круглого стола// Вопросы философии. – 1990. – № 5. С. 12–32. 4. Мудрик А.В. Социализации и «смутное время». – М.: Знание, 1991. – 79 с. 5. Концепция модернизации образования РФ до 2010 гг. // Вестник образования. – № 3. – С. 3–17. 6. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. – 1991. – № 7. – С. 19–35. 7. Яковлева Д.С. Место правового воспитания в формировании гражданской направленности // Ученые записки Владимир. гос. пед. ин-та, 1971. – Т. 35. – № 5. – С. 58–72. 8. Школьник Г.И. Новые подходы к проблеме воспитания в условиях демократизации общества // Формирование личности школьника и студентов в условиях гуманизации и демократизации образования: Сб. науч. тр. В 2-х ч. – Волгоград: Перемена, 1992. – Ч. 2. – С. 13–19. 9. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.Д. Семенова и др. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 194 с. 10. Развитие, социализация и воспитание личности: Матер. науч.-практ. конф.: В 3-х частях. – Ставрополь, 1993. – Ч. 1. – 176 с.; Ч. 3. – 128 с. 11. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. – 1992. – № 2. – С. 6–10. 12. О гражданском правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо министерства образования РФ от 19 марта 1996 г. № 391/11 // Вестник образования. – 1996. – № 4. – С. 78–81. 13. Одинцова А.В. Гражданское общество: Прошлое, настоящее, будущее// Социально-политические науки. – 1991. – № 12. – С. 40–48. 14. Красин Ю.А. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу // Полис. – 1991. – № 5–6. – С. 97—105. 15. Овчинникова И. Гражданский образ мыслей и поступков // Высшая школа. – 1990. – № 1. – С. 16–18. 16. Максимова В. Путь к социальной зрелости // Народное образование. – 1994. – № 7. – С. 36–40. 17. Рыбинский Е.М. Важный документ ООН // Педагогика. – 1992. – № 1–2. – С. 3–6. 18. Долгалева И.А. Гражданственность как качество личности // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. – Свердловск: Изд-во гос. ун-та, 1986. – С. 30. 19. Ильин В.С. Формирование личности школьника: Целостный подход. – М.: Просвещение, 1984. – 184 с. 20. Гражданское образование и воспитание. Концепция и программа (основные направления). – Ставрополь, 1997. – 16 с.
|
|